Kursor
 
 
 
 
 
 
 

<< Вернуться к списку выпусков

  Выпуск 12  
Какое нужно программное обеспечение для создания электронных курсов, мы разобрались. Теперь будем разбираться со специалистами, которые будут этим программным обеспечением управлять. Нужна ли в штате команда разноплановых специалистов? Насколько она должна быть многочисленна? Или можно решить все задачи силами одного «универсального солдата»?

Идеальная команда для идеального курса

Невозможно спланировать команду разработчиков, пока не известен планируемый результат. Согласитесь, одно дело курс в формате обычного электронного учебника, другое дело – сложный интерактивный трехмерный курс с озвучкой и видеоматериалами. От этого будет зависеть и команда. Давайте, примем по умолчанию, что курсы нам нужны интерактивные, высокохудожественные и шедевральные. И что эта шедевральность обоснована и необходима. И что красивая обертка нисколько не умоляет качественного содержания, а только помогает его восприятию.

Хочу провести некоторую аналогию с художественными фильмами. Художественный фильм может быть снят и любителем Васей с соседнего двора на камеру сотового телефона, а может быть сделан в Голливуде с голливудским размахом. В принципе, и тот и другой фильм может найти свою аудиторию и быть среди нее популярным. Но больше вероятности, что именно голливудский фильм оценит подавляющее большинство киноманов, а значит, сюжет и главная идея именно этого фильма останется в сердцах зрителей. А теперь, давайте, вспомним финальные титры из любого голливудского фильма – бесконечная простыня с ФИО людей, работающих над фильмом, и все специалисты в своем деле.

Да что там фильм. Взять, к примеру, банальный музыкальный видеоклип. Даже там команда впечатляющая – это и сценаристы, и операторы, и режиссеры, и актеры, и музыканты, и звукорежиссеры, и монтажеры, и… Посмотрите на ценник создания видеоклипа – для кого-то это целое состояние, и ведь неспроста. А ведь видеоклип и кинофильм, в отличие от электронного курса, имеют лишь исключительно развлекательную цель, и совершенно лишены интерактивности – просто заранее подготовленный видеоряд, не более. Получается, электронный курс, это более сложное, комплексное и уж точно более важное произведение. Логично предположить, что и команда над курсом должна работать более широкая.

В идеале идеальный курс должен разрабатываться следующими специалистами:

  • Предметный эксперт – это человек, являющийся носителем знаний, которые необходимо перевести в курс. Их может быть несколько. А может, конечно, и вообще не быть – если курс надо разработать по какой-либо готовой документации.
  • Сценарист – тот человек, который придумает сюжет и напишет сценарий.
  • Педагогический дизайнер – специалист, знающий как, в какой последовательности, какими кусочками и в какой момент подавать знания обучаемому.
  • Дизайнер – тот, кто разработает и нарисует красивый дизайн, со сверкающими кнопочками и симпатичными рюшечками.
  • Иллюстратор – вряд ли ваш курс обойдется без иллюстраций, которые должен кто-то нарисовать.
  • Программист – все-таки курс, это компьютерная программа.
  • Армия узконаправленных специалистов, в зависимости от того, какой функционал будет в курсе: это и флеш-аниматоры, и фотографы, и видео операторы, и дикторы, и актеры, и звукорежиссеры, и 3d-моделлеры, и 3d-аниматоры, и еще все с ассистентами :)
  • Ну и плюс куратор проекта, он же менеджер, он же руководитель проекта, он же продюсер, он же администратор – в общем, человек, который координирует работу все этой банды.

Но это все, конечно, в идеале. А как мы знаем, жизнь не идеальна, и вносит некоторые коррективы. Такая команда бывает в распоряжении не всегда. Если быть совсем честным – никогда. Даже у профессиональных разработчиков. Такую ораву узконаправленных специалистов содержать просто экономически невыгодно. Вот и приходится ужиматься. Некоторые должности можно просто вычеркнуть, а при необходимости конкретных работ, можно привлечь фрилансера на проект или обратиться к внешнему подрядчику, или просто преобразовать сценарий курса с учетом имеющихся ресурсов. А некоторые функции можно объединить – например, дизайнер может быть и иллюстратором, и фотографом с навыками программиста, а педагогический дизайнер самостоятельно может написать сценарий, собрать весь курс в единое целое и, если надо, побыть актером. Таким образом, команда ужимается до 2-3-х человек. И это вполне нормальная и обоснованная практика.

Но чаще всего, команда ужимается вообще до одного специалиста – мастера на все руки. Он, как говорится, и жнец, и чтец, да и вообще … Но можно ли найти такого универсала? Насколько эффективна будет его работа?

Это вполне возможно. Однако надо отдавать себе отчет, что этот универсальный человек, например, сможет работать в каких-нибудь специализированных дизайнерских пакетах, но не настолько быстро и эффективно, чем профессиональный дизайнер, который только этим всю жизнь и занимается; универсал может знать азы программирования на каком-либо языке, но, скорее всего, сложных задач он не решит или будет делать это слишком долго, в отличие от программиста-профи.

Поэтому от такого универсала нужно ожидать либо реализации только не слишком сложных проектов, либо смириться с длительными сроками разработки курсов, либо придется выделять на проекты соответствующие бюджеты, кроме зарплаты самого специалиста. В последнем случае вектор деятельности разработчика просто несколько сместится. Кроме непосредственной разработки курсов, он будет еще заниматься работой с внешними подрядчиками, которым будет отдавать конкретные виды работ и контролировать их исполнение. Впрочем, это, пожалуй, одна из главных задач, которые стоят перед разработчиками курсов при реализации сложных и объемных проектов.

Так что обойтись одним универсальным разработчиком электронных курсов в штате компании, вполне реальная задача. Надо только изначально осознавать ограничения такого подхода. Скажу даже более, иногда штат разработчиков вообще сокращают до нуля. Но при этом разрабатывают для своих внутренних целей электронные курсы, причем достаточно большое количество, причем без привлечения внешних подрядчиков. Звучит фантастически? А между тем, таки примеры есть. Но, давайте, о том, как разрабатывать электронные курсы, не имея в штате вообще профессиональных разработчиков, поговорим в следующий раз.

На сегодня все. С вами был Матвеев Евгений. Встретимся через неделю.

FaceBook
ВКонтакте
 
 
           
  разработка курсов система дистанционного обучения поддержка новости о нас
  примеры курсов все модули обслуживание порталов ссылки партнеры
  готовые курсы редактор курсов CourseLab актуализация курсов   контакты
    вэбинары обучение    
    аренда системы